Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования Гудермесского муниципального района»


Официальный сайт

В МБДОУ «Детский сад №2 "Серло" п. Ойсхар» прошел семинар-практикум на тему "Социально-ориентированное пространство как средство воспитания"

10.02.2016

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями.

Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. 

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

   Всё это привело нас к необходимости создания в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) условий для гендерной социализации дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний о гендерном воспитании мальчиков и девочек.

   С целью оказания методической помощи в первую очередь, старшим воспитателям, а те, в свою очередь и остальным специалистам ДОУ в повышении компетентности педагогов и родителей в данном направлении, 10 февраля 2016 года в Гудермесском муниципальном районе проведен районный семинар старших воспитателей по теме «Социально-ориентированное пространство как средство воспитания детей». Гостей семинара приветствовали воспитанники МБДОУ № 2 «Серло». Присутствующим был предложен (согласну плану семинара) открытый просмотр игровой деятельности в средней группе «В гости Бабушка-Забавушка пришла». В процессе игры воспитатель Зара Дуквахаевна Мушкаева содействовала развитию гендерных представлений у детей, закрепила знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях, способствовала развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по выбору предметов делать умозаключения; уточнила понятия детей о положительных чертах характера мальчиков и девочек; воспитывала доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг-другу. На каждый момент деятельности были подобраны игры, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Деятельность детей сопровождалась музыкой, которая усиливала их эмоциональное восприятие.

   Итог игровой деятельности построен на выполнение работы по украшению шляп для мальчиков и девочек. Дети сумели украсить шляпы соответственно полу и интересам: девочки выбрали шляпы ярких цветов (красные, желтые, оранжевые) и украсили их бантами, сердечками, бабочками, цветочками, а мальчики, наоборот, выбрали шляпы темных оттенков (синие, зеленые, фиолетовые) и украсили их машинками, самолетиками, вертолетиками, звездочками. В самоанализе Мушкаева З.Д. отметила, что достигла намеченных целей на начало занятия.

  С презентацией «Гендерная идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей» выступила старший воспитатель ГБДОУ «Ручеек» Измаилова Э.С.

   Она дала понятие гендеру, гендерной идентичности, этапам формирования гендерной идентификации, основных составляющих компетентности педагога при организации воспитания мальчиков и девочек.Далее, с презентацией «Гендерная социализация дошкольника в игровой деятельности» выступила старший воспитатель МБДОУ № 1 «Шовда» Тайсумова Е.А.В своей презентации она отметила, что в дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных»,» моряков», «военных», «рыцарей» и др. Для девочек – «салон красоты», «кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

   О создании развивающей среды в группах с учетом гендерного принципа построения – важное условие освоения основной образовательной программы выступила старший воспитатель МБДОУ № 3 «Зезаг» Шамсуева Э.С.                                                                          В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:                                             

• Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);                                                                                         

• Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;                                                                                                  

• Различная форма для физкультурных занятий;                                    

• Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;

  Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам. Далее она рассказала, какие уголки способствуют гендерному воспитанию дошкольников.  

  В заключение семинара главный специалист Управления дошкольного образования Гудермесского муниципального района Ж.М. Абдрахманова поблагодарила участников семинара, руководителя районного методического объединения старших воспитателей Бакараеву Н.А. и руководителя МБДОУ № 2 «Серло» Касумову Т.Р. за теплый прием. Отметила, что затронутая проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день, т.к. многие мужчины и женщины, не осознавая своего главного предназначения в жизни, не способны построить нормальные семейные отношения. А «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему…». Дети все перенимают и всему подражают незаметно, но глубоко почувствовав жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за “старшими” наподобие “неутомимых следопытов”. Сегодня каждый 4-5 ребенок в районе посещает детский сад. Основное время она проводят в контакте с воспитателями и детьми из группы. Воспитателю необходимо проводить индивидуальные беседы с детьми, родителями, подгрупповые беседы отдельно с мальчиками и девочками по гендерному воспитанию. Немаловажную роль играют народные обычаи, традиции, устное народное творчество. Ребенок должен воспитываться на основе духовной нравственности народа. И от того, как мы построим работу по гендерному воспитанию с детьми и их родителями, в основном, зависит будущее детей, будущее республики. А будущее республики должно быть здоровым и образованным.